НБКИ: число выданных автокредитов выросло в 1,5 раза

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. —>

  • В. э. образование.
  • Работала в банке 5 лет.
  • Имеет награды ЦБ РФ.
  • Финансовый эксперт. . .

По данным НБКИ, в мае 2022 года россияне оформили 29,5 тысячи кредитов на покупку автомобиля – как нового, так и с пробегом. Месяцем ранее было выдано 19,2 тысячи автокредитов, то есть рост составил 53,3%.

При этом показатель упал на 59,1% относительно досанкционного февраля, когда было оформлено 72,2 тысячи автокредитов. Разница с аналогичным периодом 2021 года составила 66,7% – тогда россияне получили 88,5 тысячи кредитов на покупку транспортных средств.

В регионах России больше всего автокредитов было одобрено жителям Москвы и Московской области – 2,2 и 1,84 тысячи единиц соответственно. В Санкт-Петербурге выдачи составили 1,58 тысячи, в Татарстане – несколько меньше, 1,5 тысячи. На последнем месте из лидирующих регионов оказался Башкортостан с показателем в 1,29 тысячи единиц.

В конце весны 2022 года объемы выдач кредитов на покупку автомобиля выросли практически по всей стране, в отличие от апреля. При этом самый значительный рост продемонстрировали Калужская и Тульская области – 98,1% и 91,7% соответственно. В Алтайском крае показатель вырос на 73,8%, а в ХМАО – на 67,6%. Замыкает пятерку лидеров в этом сегменте кредитования Волгоградская область с приростом в 61,8%.

По словам представителя НБКИ, в мае 2022 года наблюдалась тенденция к постепенному восстановлению сегмента автокредитования. После спада в первые весенние месяцы наметился определенный рост выдач, на который оказало влияние снижение ключевой ставки ЦБ и последовавшее за ним понижение банковских ставок.

Тенденция подтверждается ростом востребованности кредитных ресурсов. Если сравнивать с апрелем 2022 года, то в мае на треть выросло количество заявок от потребителей на получение кредитов на покупку автомобилей. С другой стороны, на восстановление сегмента также влияет интенсивно развивающееся кредитование на рынке подержанного автотранспорта.

При этом количество кредитов, выданных на приобретение новых автомобилей, уменьшается. Риск-менеджмент финансовых организаций не отходит от консервативных принципов при кредитовании населения и готов предоставлять розничные ссуды только клиентам с высоким значением ПКР.

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2021 году было выдано более миллиона автокредитов

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2021 году было выдано более миллиона автокредитов

По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2021 года было выдано 1 006,6 тыс. автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) или на 11,1% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году – 906,4 тыс. единиц) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ, тыс. шт.

Диаграмма 1

Количество выданных в 2021 году кредитов на покупку автомобилей стало вторым за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования. Больше автокредитов было предоставлено банками только в 2013 году – 1 108,8 тыс. штук. При этом, как НБКИ отмечало ранее, во второй половине минувшего года в автокредитовании наметился некоторый спад – число выданных автокредитов снижалось четыре месяц подряд (с сентября по декабрь 2021 года).

В 2021 году самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (83,3 тыс. шт.), Московской области (64,2 тыс. шт.), Санкт-Петербурге (59 тыс. шт.), а также в Краснодарском крае (47 тыс. шт.) и Татарстане (44,5 тыс. шт.). В то же время сильнее всего выдача автокредитов в 2021 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2020 годом выросла в Краснодарском крае (+42,9%), Иркутской области (+40,3%), Красноярском (+32%) и Ставропольском (+31%) краях, а также в Московской области (+24,5%). С другой стороны, в ряде регионов выдача, снизилась, в том числе, в Кемеровской (-19,6%) и Самарской (-4,5%) областях, а также в Татарстане (-3,5%) и Башкортостане (-0,7%). В Москве и Санкт-Петербурге количество выданных кредитов на покупку автомобилей в 2021 году увеличилось на 23,1% и 15% соответственно (Таблица 1 в Приложении).

Стоит отметить, что спрос на автокредиты в 2021 году серьезно вырос по сравнению с 2020 годом. В минувшем году граждане подали 7,46 млн заявок на кредит на покупку автомобиля. Это на 29,2% больше, чем в предыдущем году (в 2020 году – 5,77 млн заявок). Что касается среднего уровня одобрения заявок на автокредиты, то в 2021 году он составил 37,3%, снизившись на 0,7 процентного пункта (п.п.) по сравнению с 2020 годом (38%). При этом в течение практически всего 2021 года уровень одобрения заявок на автокредиты снижался. Так, если в январе прошлого года банки одобряли 43,7% всех заявок на автокредиты, то в декабре 2021 года – всего 33,1% (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. ДИНАМИКА УРОВНЯ ОДОБРЕНИЯ В АВТОКРЕДИТОВАНИИ, %

Диаграмма 2

В 2021 году доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа постоянно снижалась. Так, в декабре минувшего года она составила 6,5%, сократившись за год на 1,2 процентного пункта (п.п.) (в декабре 2020 года – 7,7%) (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. ДИНАМИКА ДОЛИ АВТОКРЕДИТОВ С ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ СВЫШЕ 30 ДНЕЙ, %

Диаграмма 3

Также необходимо отметить, что согласно исследованию аналитического агентства «АВТОСТАТ» (на основе данных АО «Электронный паспорт»), объем рынка новых легковых автомобилей в 2021 году вырос на 2,8% по сравнению с предыдущим годом, и составил 1 501,4 тыс. единиц (в 2020 году – 1 461 тыс. шт.) (Диаграмма 4).

Диаграмма 4. ДИНАМИКА АВТОРЫНКА, тыс. шт.

Диаграмма 4

«В целом, в прошлом году и спрос на автокредиты, и их выдача были на довольно высоком уровне, — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение выдачи автокредитов при одновременном снижении доли одобрений по заявкам на них и росте среднего чека по автокредитам. Это было обусловлено продолжающимся дефицитом новых автомобилей, окончанием еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политикой банков.

Вместе с тем, бурно развивается кредитование на рынке подержанных автомобилей, что, в целом, можно считать положительным фактором как для сегмента автокредитования, так и для всей автомобильной отрасли. Дефицит рано или поздно закончится, а кредитование на покупку б/у автомобилей останется, и будет развиваться. При этом для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет Персональный кредитный рейтинг (ПКР), от уровня которого напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия».

«В 2021 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали рост по отношению к показателям 2020 года, – говорит исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – При этом авторынок вернулся к росту после двух лет падения. Более того, если бы не те проблемы, с которыми он столкнулся в прошлом году (глобальный дефицит полупроводников и последовавший резкий рост цен), авторынок вырос бы не на 3%, а заметно сильнее. Тогда и кредитов на покупку автомобилей могло быть выдано больше, чем оказалось по факту. Что касается выданных автокредитов, то их количество увеличилось в основном за счет автомобилей с пробегом. В то же время дилеры были заинтересованы в том, чтобы продавать больше машин в кредит для увеличения своих доходов. Из-за этого выросло количество досрочных погашений».

Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 2 Приложения.

Таблица 1. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ (на новые автомобили и автомобили с пробегом) В РЕГИОНАХ РФ В 2021 ГОДУ В СРАВНЕНИИ С 2020 ГОДОМ (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования)

таблица-1.png

Таблица 2. ДИНАМИКА ПОКУПОК НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РЕГИОНАХ РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка*) В 2021 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2020 ГОДОМ

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2021 году было выдано более миллиона автокредитов

По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2021 года было выдано 1 006,6 тыс. автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) или на 11,1% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году – 906,4 тыс. единиц) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Динамика выдачи автокредитов в 2019-2020 гг., в тыс. ед.

Количество выданных в 2021 году кредитов на покупку автомобилей стало вторым за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования. Больше автокредитов было предоставлено банками только в 2013 году – 1 108,8 тыс. ед. При этом, как НБКИ отмечало ранее, во второй половине минувшего года в автокредитовании наметился некоторый спад – число выданных автокредитов снижалось четыре месяц подряд (с сентября по декабрь 2021 года).

В 2021 году самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (83,3 тыс. ед.), Московской области (64,2 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (59,0 тыс. ед.), а также в Краснодарском крае (47,0 тыс. ед.) и Республике Татарстан (44,5 тыс. ед.). В то же время сильнее всего выдача автокредитов в 2021 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2020 годом выросла в Краснодарском крае (+42,9%), Иркутской области (+40,3%), Красноярском (+32,0%) и Ставропольском (+31,0%) краях, а также в Московской области (+24,5%). В то же время в ряде регионов выдача, напротив, снизилась, в том числе, в Кемеровской (-19,6%) и Самарской (-4,5%) областях, а также в республиках Татарстан (-3,5%) и Башкортостан (-0,7%). В Москве и Санкт-Петербурге количество выданных кредитов на покупку автомашин в 2021 году увеличилось на 23,1% и 15,0% соответственно (Таблица 1 в Приложении).

Стоит отметить, что спрос на автокредиты в 2021 году серьезно вырос по сравнению с 2020 годом. В минувшем году граждане подали 7,46 млн. заявок на кредит на покупку автомобиля. Это на 29,2% больше, чем в предыдущем году (в 2020 году – 5,77 млн. заявок). Что касается среднего уровня одобрения заявок на автокредиты, то в 2021 году он составил 37,3%, снизившись на 0,7 процентного пункта (п.п.) по сравнению с 2020 годом (38,0%). При этом в течение практически всего 2021 года уровень одобрения заявок на автокредиты снижался. Так, если в январе прошлого года банки одобряли 43,7% всех заявок на автокредиты, то в декабре 2021 года – всего 33,1% (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Динамика уровня одобрения в автокредитовании, в %

В 2021 году доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа постоянно снижалась. Так, в декабре минувшего года она составила 6,5%, сократившись за год на 1,2 процентного пункта (п.п.) (в декабре 2020 года – 7,7%) (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Динамика доли автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней в 2020-2021 гг.

Также необходимо отметить, что согласно исследованию аналитического агентства «АВТОСТАТ» (на основе данных АО «Электронный паспорт»), объем рынка новых легковых автомобилей в 2021 году вырос на 2,8% по сравнению с предыдущим годом, и составил 1 501,4 тыс. единиц (в 2020 году – 1 461,0 тыс. ед.) (Диаграмма 4).

Диаграмма 4. Динамика авторынка в 2019-2021 гг.

«В целом, в прошлом году и спрос на автокредиты, и их выдача были на довольно высоком уровне. При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение выдачи автокредитов при одновременном снижении доли одобрений по заявкам на них и росте среднего чека по автокредитам. Это было обусловлено продолжающимся дефицитом новых автомобилей, окончанием еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политикой банков.

Вместе с тем, бурно развивается кредитование на рынке подержанных автомобилей, что, в целом, можно считать положительным фактором как для сегмента автокредитования, так и для всей автомобильной отрасли. Дефицит рано или поздно закончится, а кредитование на покупку бу автомобилей останется, и будет развиваться. При этом для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет Персональный кредитный рейтинг (ПКР), от уровня которого напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия».

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков

«В 2021 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали рост по отношению к показателям 2020 года. При этом авторынок вернулся к росту после двух лет падения. Более того, если бы не те проблемы, с которыми он столкнулся в прошлом году (глобальный дефицит полупроводников и последовавший резкий рост цен), авторынок вырос бы не на 3%, а заметно сильнее. Тогда и кредитов на покупку автомобилей могло быть выдано больше, чем оказалось по факту. Что касается выданных автокредитов, то их количество увеличилось в основном за счет автомобилей с пробегом. В то же время дилеры были заинтересованы в том, чтобы продавать больше машин в кредит для увеличения своих доходов. Из-за этого выросло количество досрочных погашений».

Исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов

Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 2 Приложения.

Источник https://brobank.ru/nbki-avtokrediti-052022/

Источник https://www.autostat.ru/press-releases/50497/

Источник https://www.bankdelo.ru/news/pub/6296