Содержание

Бизнес идеи с дополненной реальностью

Российский бизнес, пусть и не весь, активно исследует бизнес-возможности AR-технологий. О том, что отечественные компании готовы работать с применением дополненной реальности, свидетельствует создание Ассоциации дополненной и виртуальной реальности в 2015 году. Согласно данным Ассоциации, в 2016 году Россия вложила в AR/VR-отрасль 700 млн рублей. Мы выяснили, кто и как применяет подобные технологии на рынке РФ, а еще — какие возможности нашим предпринимателям только предстоит освоить.

Рынок

Исследование, проведенное КРОК, Институтом современных медиа и ресурсом «Вести.Экономика», показало, что 65% российских компаний знают о дополненной реальности и о том, что ее можно использовать на благо предприятия. 9% респондентов — из сферы ритейл, финансового сектора и телекоммуникаций — только планируют внедрить АR-технологии, в то время как 15% — машиностроение и энергетика — уже сделали это. 35% не имеют представления о том, что AR и бизнес могут работать в паре.

Высокая стоимость, технические сложности, нехватка квалифицированного обслуживания — все это препятствия, которые мешают использовать AR на российских предприятиях. Присутствует и человеческий фактор: специалисты элементарно не хотят внедрять «необкатанные» методики и технологии, они не уверены, что этот шаг принесет плоды, ведь экономический потенциал дополненной реальности не так очевиден. Тем, не менее, есть компании, которые решились рискнуть и использовать AR-технологии для продвижения или других бизнес-задач.

Перейдем от цифр к практике: посмотрим, как именно российский бизнес применяет AR-технологии.

«Сбербанк»

Одним из первопроходцев оказался «Сбербанк», который решил воспользоваться волной ажиотажа вокруг Pokemon Go. В 2016 году банк презентовал проект под названием «Сбербанк Гоу». По словам Алексея Забродина, бренд-менеджера банка, в проект было вложено 3 миллиона рублей, сообщал E-xecutive.ru. Руководство ставило перед собой цель продвигать среди молодежи программу лояльности «Спасибо», «Страхование жизни» и другие продукты. Рядом с отделениями банк разместил ловушки для покемонов, а также создал карту покестопов. Для использования образа покемонов «Сбербанк» заключил договоренность с Nintendo.

Leroy Merlin

Фото: Leroy Merlin

Опыт сети Leroy Merlin — наглядный пример того, какие возможности AR-технологии открывают для ритейл-индустрии. Обновленная версия приложения Leroy Merlin позволила с помощью дополненной реальности «примерить» мебель и декоративные товары к реальному интерьеру — через камеру iPhone или iPad. Продукцию можно не только тщательно рассмотреть, но и купить тут же, не закрывая приложение. Созданное на базе iOS ПО использовать просто: нужно выбрать понравившийся товар и навести камеру девайса на нужное место в помещении.

«Связной.Travel»

В 2016 году компания «Связной.Travel» разработала проект, основанный на функции геошеринга. Акция под названием Travel Go (тоже реверанс в адрес покемонов) заключалась в следующем: пользователи в реальном мире размещали тревел-метки, так называемые «секретики» — спрятанные предметы. Другие пользователи с помощью карты должны обнаружить предмет и заработать себе бонус.

Розничная сеть «Магнит»

В декабре прошлого года крупнейшая российская сеть магазинов использовала выход фильма «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» в качестве инфоповода для создания совместного проекта с The Walt Disney Company. Специальное приложение, разработанное для Windows Phone, Android и iOS, позволяло пользователям делать фото и видео c дополненной реальностью. Требовалось навести камеру девайса на иконки в торговом зале — и рядом с человеком на дисплее появлялись герои и космические корабли из вселенной Star Wars.

AR-гид Artefact

На дополненную реальность обращают внимание и некоммерческие проекты. AR-технологии могут стать мостиком между миром искусства и молодым поколением. Так, «Культура.РФ» вместе с Министерством Культуры разработали проект под названием Artefact — интерактивный гид, который предоставляет дополнительную информацию по экспонату. Наведя камеру на объект, можно увидеть его состояние до реставрации, утерянные фрагменты, в целом — все, что недоступно в реальности. Приложение разработано для устройств на базе Android и iOS.

Coca-Сola

При этом технологии дополненной реальности можно использовать не только для продвижения и «фана» пользователей. Мировой опыт показывает, что AR — отличный инструмент для сокращения расходов. Крупные корпорации используют дополненную реальность в производственной цепи. Техасский стартап Pristine разработал для компании Coca-Сola ПО, решающее задачи рутинного аудита, тестирования оборудования и сервисных вызовов. Технический работник с помощью AR-очков в реальном времени проводит диагностику из любой точки мира. Это значительно сокращает путевые расходы компании.

Рынок AR растет очень быстро. Дополненная реальность в бизнесе уже демонстрирует отличные результаты. Да, внедрение AR-технологий в работу компаний невозможно без подготовки квалифицированных специалистов. Да, многие технологические и бизнес-решения требуют доработки. Но у дополненной реальности действительно есть экономический потенциал, и вряд ли предприниматели его упустят.

Дополненная реальность (AR): что это и какую пользу приносит бизнесу

Ещё недавно AR/VR можно было увидеть только в высокобюджетных фантастических фильмах. Но технологии развиваются — виртуальную (VR) и дополненную реальность (AR) стали использовать в решении задач бизнеса, образования, медицины и многих других сферах.

Рассказываем, что такое дополненная реальность (AR), как эту технологию применяют в маркетинге и почему брендам стоит обратить на неё внимание. Внутри — классные кейсы от компании Live Animations.

Дополненная реальность (AR): что это и какую пользу приносит бизнесу

Андрей Тимошенко

Основатель и владелец компании Live Animations

Что такое дополненная реальность (AR) и как развивалась эта технология

Дополненная реальность (AR) — технология, добавляющая в реальный, физический мир цифровые объекты. Например, шлем военного лётчика, со стеклом отображающим расстояние до цели, высоту полёта, различные углы и ещё кучу параметров боя; экран телефона, где изображение покемона накладывается на картинку с камеры; упаковка товара, превращающаяся в захватывающую анимацию при наведении на неё камеры.

В отличие от дополненной реальности, виртуальная реальность (VR) — это полное погружение в созданный компьютером мир. Для восприятия такой реальности нужен специальный шлем или очки.

Многие предметы и технологии изначально создавались для военных нужд: например, городской рюкзак или интернет. Не стали исключением и технологии AR и VR.

В середине XX века, когда AR и VR ещё не различали, транснациональная корпорация Philco Corporation создала первый шлем виртуальной реальности для Пентагона.

После были проекты для ЦРУ, NASA и индустрии развлечений. Тут стоит отметить так и не ставшее популярным устройство Sensorama. Это было что-то вроде 5D-кинотеатра. Аппарат не только показывал зрителю кино со звуком, но ещё и обдувал его ветром, качал на стуле и наполнял ноздри соответствующими сюжету фильма ароматами. Такой вот аналоговый VR. Но изобретение было слишком революционным и потому не вызвало интереса инвесторов.

В 1990 году учёный Том Коделл ввёл термин «дополненная реальность». С тех пор дороги AR и VR разошлись.

AR стал развиваться больше как коммерческая технология для нужд бизнеса. Это и логично, ведь чтобы испытать опыт дополненной реальности, человеку достаточно смартфона или планшета, в то время как для доступа к VR-контенту необходимо иметь дорогостоящий шлем и другие гарнитуры.

Подробнее

В каких сферах используют AR

С помощью AR можно решить практически неограниченный круг задач. Например, Amazon применяет AR для проверки социального дистанцирования своих работников. В самых людных местах офиса установлены мониторы, на которые транслируются изображения из закреплённых тут же камер наблюдения. Вокруг каждого человека дорисовывается круг безопасного диаметра, и если люди находятся слишком близко, круги вокруг них становятся красными. Во всех остальных случаях они зелёные:

Ещё одна необычная сфера применения — логистические центры. Компания DHL разработала специальную гарнитуру для оптимизации труда сотрудников, состоящую из сканера проектора и специальных очков. Она сканирует штрихкод упаковки и проецирует на очки всю необходимую информацию, включая место посылки на тележке:

AR активно используют в медицине. Существует устройство, считывающее сетку сосудов пациента по тепловому излучению и проецирующее её на его руку. С таким гаджетом средний медперсонал никогда не промахнётся, пока ставит капельницу или делает укол в вену:

Кроме того, AR используют в образовании, авиационной и автомобильной промышленности, машиностроении, туризме, прессе, музейном деле и других сферах.

Какую пользу AR приносит бизнесу

Множество брендов с мировым именем активно используют AR в своих маркетинговых программах.

Отличный пример — лондонские остановки от Pepsi. Компания не раскрывает результатов акции, но даже по этому видео заметно, сколько людей снимали всё происходящее и делились снятым в соцсетях:

AR помогает решить две маркетинговые задачи:

повысить первичные продажи;

повысить повторные продажи.

Повышение первичных продаж достигается за счёт более полного информирования потенциального потребителя о товаре. Например, покупателю нужен новый чайник, а при помощи AR он может посмотреть, как товар будет смотреться на его кухне, причём в реальном размере, а также подобрать подходящий цвет.

Что касается повторных продаж, основная идея в том, чтобы с помощью AR предоставить покупателю дополнительную бесплатную услугу и тем самым установить с ним позитивную эмоциональную связь. На этом основана механика инновационных программ лояльности.

Для решения первой группы задач применяется WebAR, а для второй — MobileAR. Это два сегмента технологии, отличающиеся способом доступа к AR-контенту.

Чтобы получить опыт дополненной реальности через MobileAR, пользователю нужно скачать приложение и навести камеру девайса на метку, горизонтальную поверхность или объект. Такое количество действий может совершить только существующий клиент. Потому этот способ применяется исключительно для увеличения повторных продаж.

В случае WebAR этого не нужно. Этот подвид технологии обеспечивает доступ пользователя к AR-контенту просто при посещении сайта или соцсети. К WebAR относятся все AR-примерочные, маски для соцсетей и большая часть оживающих упаковок. Очень большой сегмент WebAR занимают интернет-магазины, особенно в области товаров для дома. По ним можно ходить, приближать понравившиеся товары и даже консультироваться с продавцами или смотреть рекламу на виртуальных мониторах.

Дополненная реальность (AR): что это и какую пользу приносит бизнесу

Профессия

Моушн-дизайнер в 2D и 3D

Узнать больше

  • Научитесь работать с 2D-анимацией персонажа: приводить персонажей в движение, наделять их эмоциями и создавать 2D-ролики
  • Узнаете, как создавать реалистичные 3D-модели, работать с материалами и настраивать освещение при работе с объектом
  • Поймёте, как осознанно работать со стилем и с помощью композиции, типографики и цвета не перегружать проект, а доносить идею и смысл

Как бренды продвигаются с помощью AR: кейсы компании Live Animations

Международная сеть ритейла АТБ

Один из самых успешных наших кейсов. Покупателям в супермаркетах, сделавшим покупку на определённую сумму, предлагались купоны. Собрав определённое количество купонов, покупатель мог приобрести AR-книгу по специальной цене.

Сначала это была «Алиса в Стране чудес», а потом — «Алиса в Зазеркалье». По результатам акции в Украине и Беларуси было продано 715 000 экземпляров.

Проект не просто способствовал увеличению суммы среднего чека сети. Благодаря ему многие покупатели впервые увидели книгу с дополненной реальностью.

Дополненная реальность (AR): что это и какую пользу приносит бизнесу

Кондитерская компания Konti

Мы осовременили их корпоративного героя Timi и создали серию анимаций и развивающих игр в дополненной реальности с его участием. Доступ к ним открывался после сканирования метки на упаковке.

Сеть супермаркетов Billa

Покупатель за определённую сумму в чеке получал возможность купить непрозрачный пакет со сборной игрушкой внутри: фермеры, фермерские животные, сельхозтехника, строения. На тех же условиях можно купить механическую диораму, на которой собранные игрушки превращаются в работающую ферму. Каждую игрушку можно отсканировать и перенести в виртуальную AR-игру (бесплатное мобильное приложение), где можно вести своё хозяйство, зарабатывая виртуальную валюту.

Ещё одна фишка — создание музыкальных треков. Пользователь мог миксовать звуки, издаваемые собранными персонажами.

Программа продумана так, чтобы удерживать интерес покупателей на протяжении нескольких месяцев. Проект только стартовал, потому говорить о результатах рано.

Южнокорейская телекоммуникационная компания LG U+

Компания мотивировала своих клиентов переходить на 5G. Новый стандарт связи отчается от 4G и 3G более высокой скоростью и качеством доступа как раз к AR/VR контенту.

Компания создала бесплатную электронную детскую AR-библиотеку, доступную только для своих абонентов. Бумажного носителя здесь нет вовсе. Через приложение пользователь наводит камеру гаджета на любую ровную горизонтальную поверхность и на ней появляется книга. Она сама раскрывается, представляет героев и ведёт повествование. Ребёнок не просто смотрит мультик — он участвует в нём и играет с героями.

Косметическая компания Oriflame

Бренд использует маски с дополненной реальностью для продвижения новых линеек своей продукции в соцсетях, в данном случае — для презентации новой линейки косметических средств в странах Центральной и Восточной Европы. Маска сама определяет, какие сложности с кожей девушка испытывает прямо сейчас, и мгновенно исправляет ситуацию:

Компания по производству 3D-пазлов Ugears

Этот пример показывает, что совсем необязательно выбирать, что вы хотите стимулировать — первичные продажи или повторные. В нём действие направлено на обе цели.

Мы выбрали четыре модели пазлов, для которых создали и WebAR, и MobileAR. Потенциальный покупатель получил возможность увидеть, как будет выглядеть уже собранная модель ещё до покупки — наведя камеру телефона на упаковку. После сборки модели при помощи бесплатного мобильного приложения можно было посмотреть, как собранный агрегат применяется в реальной жизни. Это помогает детям лучше понять окружающий их мир. В этом и есть дополнительная польза. Она и устанавливает позитивную эмоциональную связь между потребителем и брендом.

Экономика будущего будет основана на AR

Основной вектор развития AR — повсеместная доступность и высочайшее качество контента. Единственное, что пока сдерживает взрывной рост популярности этой технологии — отсутствие качественных и относительно недорогих AR-очков. С появлением таких очков получать AR-опыт станет несравнимо удобнее, а значит количество пользователей вырастет в разы.

Как только такой гаджет появится — любой супермаркет будет напоминать восточный базар, только место продавцов-зазывал займут упаковки. Они наперебой будут рассказывать вам о свойствах своих товаров, акциях и бонусах. Любой физический товар будет обладать диджитал-составляющей. И это не далекое будущее. Мировые гиганты (Apple, Facebook, Google, Samsung) наперегонки готовят AR-очки, и их выход на рынок ожидается совсем скоро.

Что касается каналов связи, то они уже готовы. Многие развитые страны используют разработанный специально для AR/VR 5G. Особенность этого стандарта в том, что он в реальном времени распределяет вычисления между мобильным устройством и сервером. До этого преградой для повсеместного применения AR/VR была низкая вычислительная способность мобильных устройств. Точнее, для AR её хватало, но делать контент такого же качества, как настоящее кино или современный мультфильм, было нельзя. Гаджет очень тормозил.

В новом стандарте этой проблемы нет. Самые объёмные вычисления будут передаваться на сервер, а оттуда на устройство будет возвращаться готовый результат. И все это в реальном времени, то есть абсолютно незаметно для пользователя.

Тренды дополненной и виртуальной реальности в 2022-2025 годах, как будут развиваться технологии AR и VR

Сегодня мы наблюдаем невероятные темпы внедрения дополненной реальности в шопинге (AR-шопинг) и виртуальной реальности в мире игр и развлечений (VR-развлечения), а также рост иммерсивного обучения. Последние два года вывели иммерсивные технологии на траекторию высокоскоростного роста. Люди всех возрастов нашли значимый опыт в виртуальном мире и смогли побороть негативные последствия изоляции, вызванной пандемией.

Важные тренды дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности в 2022-2025 годах

Одной из наиболее важных тенденций, которую мы отмечаем, является тот факт, что технологические компании AR и VR активно работают над демократизацией доступа к новым технологиям. Прямо сейчас разработчики пытаются создать интерфейс, к которому может получить доступ каждый, даже со старыми компьютерами и мобильными телефонами. В то же время производители AR/VR устройств стараются сделать свою продукцию проще в использовании и дешевле.

AR
Дополненная реальность усиливает реальный мир за счет наложения цифрового контента.
Если мы говорим о дополненной реальности (AR), мы имеем в виду «дополненную» версию реальности, созданную благодаря использованию технологии, которая добавляет цифровую информацию, накладывая ее на реальную среду. Для этого дополненная реальность использует смартфон (или планшет), устройства на которых можно загрузить приложение дополненной реальности.

VR
Виртуальная реальность — цифровая среда, полностью заменяющая реальный мир.
VR-технологии способные перенести нас в другую реальность, отличную от той, в которой мы живем. Она делает это с помощью специальных VR-очков, которые могут изолировать вас от мира и перенести в другое место. Через VR-очки вы можете получить опыт прогулки в горах, полета в космос, жизни на необитаемом острове и др. Возможности безграничны.

  • Читайте полезное по теме — Виртуальная реальность: тренд, бизнес, VR индустрия и проекты

В виртуальной реальности вы действительно можете двигаться и смотреть во всех направлениях — вверх, вниз, в стороны и назад, как если бы вы там находились физически. Эта технология может телепортироваться в реальную среду, снятую через камеры 360, или в полностью реконструированную среду благодаря использованию 3D-графики.

Гарнитуры AR и VR станут доступными для всех

Основным производителям гарнитур AR и VR противостоят более мелкие игроки, которые догнали их и теперь могут предлагать менее дорогие гарнитуры. Это та же самая тенденция, которую мы наблюдали в индустрии мобильных телефонов: за несколькими первопроходцами последовала волна небольших компаний, оседлавших свои разработки.

  • Интересное по теме — Китайский производитель очков дополненной реальности Nreal оценивается в $700 млн после привлечения новых инвестиций

Точно так же, как сейчас на рынке есть смартфоны высокого и начального уровня, отвечающие всем потребностям пользователей и бюджетам, мы можем ожидать того же от гарнитур AR и VR. Такие компании, как HTC, Oculus (Meta) и Apple, продолжат внедрять инновации и выпускать устройства, оснащенные последними технологическими разработками. Между тем, множество компаний, базирующихся в Юго-Восточной Азии, наводнят рынок доступными гарнитурами со средними, но удовлетворительными характеристиками.

AR/VR сделает удаленную работу более связанной

Вот один из самых важных трендов ARи VR на 2022 год с точки зрения воздействия на людей. Поскольку работа на дому , похоже, никуда не делась, компании ищут способы налаживания значимого взаимодействия между членами команды.

Многие удаленные работники жалуются на чувство изоляции и негативные последствия отсутствия человеческого взаимодействия с коллегами. Внедряя инструменты для общения и совместной работы в виртуальной реальности, предприятия надеются, что они дадут своим сотрудникам ощущение того, что они находятся вместе в одном пространстве.

Дополненная реальность в шоппинге станет нормой для социальных сетей

Социальный шоппинг плюс дополненная реальность — одно из лучших сочетаний. И, по данным исследовательской компании Grand View Research, это один из самых быстрорастущих рынков. По оценкам одного из исследований, среднегодовой темп роста расширенных покупок с AR/VR-контентом составит 47,1% с 2020 по 2027 год.

Кроме того, результаты Shopify показывают, что цифровое взаимодействие с продуктами через AR/VR-контент имеет на 94% более высокий коэффициент конверсии по сравнению со статическим/2D-взаимодействием. Таким образом, идея делать покупки в социальных сетях с помощью AR должна стать одной из самых важных тенденций AR/VR в 2022 году.

Маркетинг на 360 градусов

Хотя 360-градусные видеоролики технически не являются настоящим виртуальным опытом , они по-прежнему захватывают, и их становится все проще создавать и делиться ими, поэтому бренды очень заинтересованы в использовании этой технологии в своей маркетинговой стратегии. Это лучшая форма удержания внимания пользователя на продукте.

Иммерсивные видеоролики станут следующей большой революцией в рекламе, чему способствует растущее число потребителей, которые могут получить доступ к этому типу контента и наслаждаться им.

Дальнейшее развитие и инвестиции в Метавселенную

Метавселенная сегодня стала модным словом, бум вокруг Metaverse повлиял даже на компанию Facebook, которая пошла за трендом и сменила название на Meta. Затем объявила о своих намерениях диверсифицировать свои продукты и услуги.

  • Полезное по теме — Метавселенная сегодня: обзор Metaverse. Топ-8 блокчейн-проектов в Метавселенной

Метавселенная имеет потенциал стать самостоятельным миром, в котором люди и компании взаимодействуют через виртуальные аватары. Таким образом, тенденции AR и VR в 2022 году говорят нам о том, что дополненная и виртуальная реальность — помимо других технологий, таких как ИИ, 3D-моделирование и 5G — важны для создания метавселенной и придания ей такой реальности, какой мы хотим ее видеть.

Источник https://rb.ru/opinion/realnost/

Источник https://netology.ru/blog/09-2020-what-is-ar

Источник https://b-mag.ru/trendy-dopolnennoj-i-virtualnoj-realnosti-v-2022-2025-godah-kak-budut-razvivatsja-tehnologii-ar-i-vr/